Сегодня опять пришлось Андрея уговаривать идти в бассейн. Тренер Вика предложила позаниматься вместе с Лизой, их знакомой, которой уже 5 лет, и она хорошо плавает.
Я постарался подыграть Андрею и стал "ругать" Вику и бассейн: "Там все время одно и то же", хотя Вика всегда придумывает какое-нибудь новое упражнение для них; "В бассейне скучно", хотя я всегда видел, как у них горят глаза, когда они в бассейне играют. В конце концов я заключил, что Андрей совершенно справедливо не хочет туда идти. И что я бы на его месте тоже не пошел. Но сегодня его не с кем оставить дома, поэтому он поедет с нами, но в воду не пойдет.
Когда мы приехали, Андрей, как обычно, переодеваться не стал, а пошел смотреть, как Лиза плавает. Арсений полез сразу в воду, как обычно.
Андрей 30 минут ходил вдоль бассейна и внимательно смотрел, как Лиза плавает. Она уже хорошо держится на воде и Вика тренирует с ней правильную технику плавания. Пока Андрей смотрел, я его спрашивал, нравится ли ему, как плавает Лиза. Он говорил, что нравится, и говорил, что у него тоже так же получится. Я соглашался, и говорил: "совершенно не обязательно пробовать всё это самому. Достаточно смотреть, и тогда, когда нужно, это получится само собой."
Когда Лиза начала нырять по шесту на глубину, Андрей не выдержал и сказал, что он тоже хочет. Мы быстро его переодели в плавки, но в воду он не пошел. Я спросил, почему. Он ответил, что стесняется.
Я внутри рассвирипел, и практически запихнул Андрея в воду. Он продолжал висеть на бортике бассейна и ничего больше не делал.
Тут "меня пробило", что он боится провала, попасть впросак, выглядеть неловко. Я дождался, когда Лиза с Арсением и Викой занимались чем-то на другом конце бассейна, я сказал Андрею: "Давай здесь на лесенке поныряем, пока они все заняты?" - "Давай" и мы спокойно ныряли по лесенке вниз на 1 ступеньку. Я попытался его уговорить нырнуть на 2 ступеньки - но он ни в какую. Я отступил. Я ждал, что ему захочется дальше. Он полазил по стенке бассейна и примкнул к остальным.
Вика придумала для всех игру. Андрей молча из игры вышел. Тогда Вика попросила их потренировать ноги, сидя на ступеньке бассейна. У Андрея вышло хорошо и она его похвалила.
После этого он сам взял доску и плавал через весь бассейн очень хорошо. Вика это замечала и хвалила его.
Чувство собственной значительности Андрея было восстановлено.
У Андрея явно выражен комплекс. Надо срочно корректировать. Похоже, проблемы в детском саду этой же природы. А в детском саду и в школе с ним никто так возиться не будет. Причина, по-видимому, в слишком большом количестве отрицательных стимулов (ругани), а также постоянное невольное сравнение с младшим братом (он младше, поэтому его нельзя бить, обижать, отнимать игрушки и т.д.)
Я начал с того, что их драки и ссоры я и мама больше не разбираем. Нам все равно, кто прав и кто виноват. Оба теперь знают, что приходить жаловаться на другого бесполезно. На шишку приложим лед, ссадину смажем йодом. Другой помощи после драки от родителей ждать нечего. Они также знают, что мы расстраиваемся, когда они дерутся. Если предметом спора была игрушка или какой-то предмет, он не достается никому. Мы просто отбираем его у обоих.
Хорошо бы запретить себе (и другим) слово "нельзя". Тяжело идет.
Мой опыт применения методов М.Е. Литвака для общения в семье и на работе.
суббота, 1 декабря 2007 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий